Мне показалось это интервью интересным, решил скинуть мб и вам понравится)
Художник, сценарист и продюсер Михаил Шприц («Первый отряд») «Молодежи в России активно рассказывают, что они должны быть как трансформеры, как Бонд, как Борн. Но все эти прекрасные ребята не отсюда»
Конкурс «Перспективы» открыл арт-проект Алексея Климова и Михаила Шприца, которые стали сценаристами, разработчиками рисунка и продюсерами аниме «Первый отряд», нарисованного японскими художниками и поставленного неразговорчивым японцем Йосихару Асино.
Главный персонаж аниме — пионерка Надя, медиум и член боевого отряда секретного подразделения разведки Красной Армии. Она должна отправиться на тот свет — пройти секретную некропортацию, чтобы встретиться с погибшими товарищами по отряду, пионерами-героями Леней, Зиной, Валей и Маратом, без помощи которых фашисты разобьют наших собственным оккультным ресурсом — тевтонскими зомби времен Ледового побоища. С одним из авторов пионерско-геройского аниме «Первый отряд» Михаилом Шприцем беседует корреспондент «Газеты» Вероника Хлебникова.
Тема пионерского галстука священного, показалось, не совсем раскрыта. Он мог бы быть боевым оружием, разве нет?
На мой взгляд, тема раскрыта. Смотрите: все, что Наде нужно для ее миссии, находится в ее
шкафчике. Это меч, галстук и игрушечный медведь. Меч — это инструмент, а галстук — это символ принадлежности к одной из враждующих сторон. Это во многом символ ее спиритуального измерения. Медвежонок тоже находится в символическом пространстве. Для нее это — артефакт дружбы с Леней и остальными погибшими пионерами. Тут все разложено довольно структурно. Не нужно воевать галстуком или медвежонком, они выполняют другую функцию.
Из стилевых предпочтений что для вас было важнее в скрещении с аниме: обращение к авангарду и Родченко или соцарт и Эрик Булатов, скажем?
Культура один или культура два?Соцреализм в конечном счете взял верх. Хотя происходила борьба этих двух культур. Мы были практически полем их боя. Но еще не надо забывать, что тенденции авангардизма плавно переходили в тенденции сталинского периода. Поэтому на самом деле трудно сказать, что они в одном месте точно кончились и началось что-то другое. Можно считать, что вот этот момент перехода повлиял сильнее всего и был для нас самым интересным.
Сейчас вам что интереснее: классика соцарта или тот способ, каким действует книга «Мифогенная любовь каст» Ануфриева и Пепперштейна?
Для нас Ануфриев и Пепперштейн — это братья по разуму. Серьезно, конечно, повлияла «Мифогенная любовь каст», и мы — поклонники их работ. То, что сейчас делает Павел Пепперштейн, это очень круто и во многом близко нам. Просто он работает в жанре, который можно условно назвать высоким искусством, а мы пользуемся инструментами популярной культуры. Цели во многом похожи.
У героизма есть какие-то национальные черты, окраска? Что есть специфически русского в ваших персонажах или, может быть, джедайского?
На ранних стадиях работы в Японии мы столкнулись с тем, что вне России о русских героях вообще никто ничего не знает, что не было для нас, конечно, новостью, но не в такой степени! Люди в Японии спрашивают: у нас есть самураи, у американцев — ковбои, у французов — мушкетеры, а кто у русских? Нам досадно. Да, мы считаем, что в контексте нашей работы героизм имеет некоторую скорее культурологическую, чем национальную окраску. Нельзя забывать о том, что фашизм был побежден ценой усилий гигантского количества наших соотечественников.Россия на первом месте по количеству жертв Второй мировой войны, а следующая за ней страна вдвое меньше народу потеряла. И эта информация должна быть донесена до других культур. И отчасти это был азарт для нас: ребята, проснитесь, Советский Союз избавил мир от фашизма чуть ли не в большей степени, чем любая другая страна.
Вы разделяете тип русского и советского героя,фольклорного колобка и сына полка?
Очень трудный вопрос. Если вы посмотрите разбивку по этническому принципу, вы увидите, какое огромное количество жертв войны составляют украинцы, грузины, армяне, евреи, народы Средней Азии. Это было абсолютно интернациональное явление. Фактически это мультикультуральное явление отразило нападение фашистов на территорию Советского Союза.
Пионеры-герои пригодились бы в современном мире?
Пионеры-герои очень нужны в современном мире, потому что молодежи в России активно рассказывают, что они должны быть как трансформеры, как Бонд, как Борн. Но все эти прекрасные ребята не отсюда. Они нагружены ценностями и информационными концептами других культур. Это замечательно, но должен быть баланс.
Равновесие как в "Звездных воинах"?
Точно.
В фильме звучит формулировка, что немцы вызывают с того света своих мертвых героев, а русские, наоборот, отправляют своих агентов к мертвым, «на ту сторону». Почему так?
Там была занятная аналогия с холодной войной. Интересно было сконструировать модель разных подходов к проблеме. Например, когда наши запускали одноразовые летательные аппараты на орбиту, американцы очень много сил потратили, чтобы добиться неоднократности в программе «Шаттл» (Space Shuttle. — «Газета»). Часто бывает, что одна и та же проблема в разных странах рассматривается с разных углов и подходы диаметрально отличаются.
Вы планируете продолжать проект. Может быть введете в него литеротурных или киногероев-Ивана из «Иванова детства» Тарковского или того же сына полка?
Мы вдохновлялись Иваном очень сильно, но в общем мы концентрируемся на Наде. Она для нас важнее всего. Могут возникать второстепенные персонажи, в том числе и заимствованные. Пока точно сказать не могу.
Сын полка пригодился бы вроде?
Да, но мы все-таки работаем в жанре фэнтези. Это не в чистом виде опус на тему ревитализации, возвращения к жизни сокровищ советской культуры. Скорее они — часть художественного инструментария для нас.
Но те литературные герои тоже стали поп-героями в каком-то смысле.
Вот в том-то и дело, что не стали. Мы хотим, чтобы пионеры стали поп-героями.
Конкурентов не потерпите?
Да нет, мы — за, наоборот! Коллег, которые работают в похожем направлении, мы очень приветствуем..
сперто с форума